Россияне одобрили сервис «вторая рука», но опасаются онлайн-мошенников и семейного контроля

Россияне одобрили сервис «вторая рука», но опасаются онлайн-мошенников и семейного контроля

18.09.2025
Новости / Личные финансы, сбережения

С 1 сентября в России заработал сервис «вторая рука», позволяющий назначить доверенное лицо для подтверждения банковских операций. Опрос финансового маркетплейса «Выберу.ру» показал: большинство граждан одобряют нововведение, но опасаются, что оно может создать новые лазейки для мошенников и вызвать конфликты внутри семей.

Согласно закону № 41-ФЗ, вступившему в силу 1 сентября, клиенты банков могут назначить «вторую руку» — доверенное лицо, которое будет подтверждать или отклонять выбранные финансовые операции. Уполномоченный не получает доступа к деньгам, но обязан согласовать операции, которые клиент пометил как требующие проверки. На подтверждение отводится 12 часов, если ответа нет — операция отменяется автоматически.

По данным опроса «Выберу.ру», 27% респондентов полностью поддержали сервис, считая его важной мерой против мошенничества. Еще 22% опрошенных россиян выступили «за», но настаивают на уточнении порядка выбора доверенных лиц. При этом 18% поддерживают идею, но опасаются, что злоумышленники найдут в ней новые лазейки, а 12% считают закон ограничивающим свободу распоряжения своими средствами. В то же время 16% участников опроса признались, что пока не знают, что это за сервис. Остальные 5% выбрали иные варианты, среди их ответов чаще звучали сомнения в технической реализации, пользе для финансово неграмотных клиентов и ожидание практических примеров работы нововведения.

Одобрение сильнее всего выражают респонденты 30–40 лет — именно они чаще других видят в сервисе реальную защиту от мошенников. Меньше всего энтузиазма у людей в возрасте от 18 до 25 лет: многие из них считают, что «вторая рука» не поможет, а родители или родственники могут использовать этот механизм для давления под видом заботы о безопасности.

«Сервис „вторая рука“ способен повысить безопасность клиентов и особенно важен для пожилых людей и подростков. Но в первые месяцы работы неизбежны трудности: где-то операции могут ошибочно попасть в категорию подозрительных, что приведет к задержкам в проведении платежей. Кроме того, крайне важно исключить возможность механического подтверждения действий доверенным лицом — например, через двойное нажатие или дополнительный шаг верификации. Это позволит снизить риск ошибок и сделает систему более надежной», — говорит Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру».

Источник: vbr.ru