
Бизнес нацелен на развитие, но рост затрат и высокая стоимость капитала являются сдерживающими факторами
По данным исследования ReIndustry, проведенного консалтинговой компанией «КСЛ», 46% опрошенных российских компаний ориентируются на стратегию роста в 2025 году, 41% сосредоточены на снижении издержек, и только 10% ориентируются на сценарий выживания.
Исследование проведено в марте 2025 года, его цель — выявить векторы развития бизнеса и определить ключевые барьеры, влияющие на выбор стратегии.
Стратегия роста
Участники опроса в целом позитивно оценивают текущие условия для бизнеса. Активнее всего на масштабирование нацелены производственные компании: производители товаров народного потребления (51%) и промышленные предприятия (48%). В ритейле, логистике и дистрибуции настроения более осторожные, но разница невелика — в каждом из этих сегментов минимум 40% респондентов намерены сделать ставку на рост.
В то же время масштабы запланированного роста выглядят сдержанно – об этом свидетельствуют планы компаний, ориентированные на умеренное увеличение товаропотоков в 2025 году. Согласно данным исследования, 30% респондентов прогнозируют рост в 0–10%, еще 27% – на 10–20%. Только 16% участников рассчитывают на увеличение в пределах 20–30%, а расширение более чем на 30% закладывают лишь 10,6% участников опроса. Отрицательный или нулевой прирост ожидает 9,2% компаний.
Интересно, что и промышленные компании, и производители товаров народного потребления, лидирующие в выборе стратегии роста, демонстрируют сдержанный, но уверенный подход к увеличению объемов товаропотоков: 27,6% промышленных и 30,3% производственных предприятий ожидают прирост на 0–10%, а увеличение на 10–20% прогнозируют 23,7% и 26,2% соответственно. При этом ритейл и дистрибуция показывают более оптимистичные ожидания. Так, в ритейле 33,3% компаний планируют увеличение на 10–20%, а 18,9% — на 20–30%. Среди дистрибуторов 32,4% ожидают прирост на 10–20%, а 29,4% — на 0–10%.
Таким образом, в 2025 году промышленность и производство выбирают преимущественно консервативный рост с плавным увеличением объемов, тогда как дистрибуция и особенно ритейл демонстрируют более высокие ожидания по наращиванию товаропотоков при относительно меньшей доле компаний, выбравших стратегию роста.
Основные барьеры
Компании сталкиваются с рядом сдерживающих факторов. Среди таковых респонденты чаще всего называли рост затрат (23,4%), высокую стоимость капитала (16,7%), снижение покупательной способности (16,6%) и дефицит линейного персонала (15,2%), но влияние этих факторов заметно различается в зависимости от отрасли.
Для промышленных предприятий главным препятствием стала высокая стоимость капитала – её отметили 18,7% респондентов. Кроме того, промышленные компании чаще других сталкиваются с низкой производительностью труда и дефицитом линейного персонала – по 15,7% голосов. Для производственного сектора товаров народного потребления на первом месте стоит рост затрат – 25,4% опрошенных назвали его главным барьером. Также значимы дефицит линейного персонала (17,4%) и высокая стоимость капитала (13,6%). В ритейле рост затрат оказался наиболее критичным фактором – его назвали ограничением 28,9% респондентов, что выше, чем в любой другой отрасли. В дистрибуции ситуация схожа: 26,7% компаний отметили этот фактор как барьер, сдерживающий рост. При этом настораживает тот факт, что и ритейлеры, и дистрибьюторы на второе место ставят снижение покупательской способности – 15,6% и 24,1% соответственно, что может свидетельствовать об «остывании» экономического роста.
Инвестиции
В 2025 году заметно сокращение намерений по инвестированию в развитие мощностей. Если в 2024 году в это направление планировали вкладываться 28,7% опрошенных компаний, то на 2025 год их доля сократилась до 24,9%. Инвестиции в цифровизацию остались на сопоставимом уровне, при этом почти в два раза увеличилась доля тех, кто рассматривает возможность увеличить вложения в глубокую роботизацию и автоматизацию, — с 4,6% в 2024 году до 8,4% в 2025 году.
Внутренние барьеры для развития бизнеса
Среди ключевых внутренних барьеров, тормозящих развитие бизнеса, подавляющее большинство респондентов отмечает проблемы с планированием и продажами, а также взаимодействие между различными подразделениями и дефицит логистической инфраструктуры и производственных мощностей.
Василий Демин, д.т.н., исполнительный директор «КСЛ» и президент оргкомитета ReIndustry Expo, так прокомментировал результаты исследования:
«Несмотря на существующие ограничения, значительная часть бизнеса по-прежнему ориентируется на опережающее развитие. Однако из-за роста базовых затрат, высокой стоимости капитала и снижения потребительской активности ожидания компаний становятся более умеренными. Характерно, что подавляющее большинство респондентов отмечает проблему планирования как один из ключевых внутренних факторов, тормозящих рост. Это свидетельствует о том, что бизнес в условиях турбулентности будет концентрироваться на внедрении цифровых систем, позволяющих выстраивать планирование и оперативное управление всеми функциями компании на основе прогноза продаж, в том числе с учетом его регулярных изменений. В плане инвестиционной активности компании стремятся как к оптимизации операционных издержек, так и к внедрению проектов по цифровизации и автоматизации с тем, чтобы преодолеть зависимость от все более дорожающего линейного персонала. Инвестировать в производственные мощности планирует примерно четверть участников опроса, что меньше, чем в прошлом году, и это связано с текущей стоимостью денег».