Мошенники обзванивают россиян под видом коллекторов и предлагают списать долги в честь Пасхи

Мошенники обзванивают россиян под видом коллекторов и предлагают списать долги в честь Пасхи

28.04.2025
Новости / Личные финансы, сбережения

17% опрошенных россиян столкнулись с «тематическим» мошенничеством в канун Пасхи.

Такие данные получили аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру», опросившие 2500 посетителей сайта в возрасте от 18 до 65 лет.

Выяснилось, что 37% опрошенных регулярно сталкиваются с «тематическим» мошенничеством перед праздниками. Не стала исключением и предпасхальная неделя – 17% респондентов отметили, что так или иначе столкнулись со злоумышленниками, которые пытались выманить деньги, прикрываясь праздничным поводом. Примечательно, что лишь 2% граждан, столкнувшись с подобными схемами, перевели деньги мошенникам – это на 8 п.п. ниже прошлогодних показателей.

Среди каналов, через которые недоброжелатели выманивают деньги у граждан, традиционно держат лидерство мессенджеры и соцсети. Так, 61% столкнувшихся с мошенниками россиян отметили, что получали сообщения в telegram-канале и социальных сетях на протяжении всей пасхальной недели. Чаще всего им писали боты, в названии которых было слово «Пасха». Они транслировали информацию об успешно пройденных праздничных розыгрышах или скидках. Для получения бонуса гражданам предлагали перейти по фишинговой ссылке. 17% опрошенных отметили, что получали подобные сообщения на почту или в СМС, а с 13% связывались по телефону якобы представители банков, МФО или коллекторских агентств и сообщали, что в честь Пасхи прощают все долги, естественно, для оформления процедуры «прощения» клиент должен был предоставить пароль от сервиса «Госуслуги» или назвать три цифры на обороте карты. Еще 6% сами случайно вышли на мошеннические ресурсы в интернете по запросу «подарки к Пасхе» - мошенники традиционно создают «зеркала» сайтов крупных магазинов и адаптируют их под соответствующий повод. 3% указали иные каналы взаимодействия с мошенниками.

Интересно, что мошенники в этом году чаще всего просили данные от сервиса «Госуслуги», при этом в 2024 году они были более прямолинейны и пытались получить сразу данные банковских карт или пароль от банковского приложения собеседника. Чаще всего со злоумышленниками в этом году сталкивались женщины в возрасте от 30 до 45 лет, проживающие в городах-миллионниках.

«Традиционно мы фиксируем всплеск активности кибермошенников перед праздниками. Как правило, из года в год злоумышленники совершенствуют свои методы воздействия не жертву, однако принципы обмана и легенды остаются примерно те же. Чаще всего потенциальной жертве предлагается очень привлекательный бонус или подарок якобы в честь праздника. Эта завязка оказывается вполне успешной, так как в канун праздников осторожность человека немного притупляется, а среди большого количества настоящих клиентских акций можно не заметить мошенническую ловушку. Я советую всегда быть начеку: ни один банк, магазин или иная легальная организация не будет просить по телефону чувствительные личные данные – будь то пароль от Госуслуг, данные карты или код-подтверждение финансовой операции. Если вы столкнулись с подобными просьбами, знайте, что вас хотят обмануть», - рассказывает Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики «Выберу.ру».

Источник: vbr.ru