Стало известно, как продавцы никотинсодержащей продукции и табака скорректируют бизнес в 2025 году
8 сентября 2024 года Fedotov Group провели третью ежегодную аналитическую бизнес-конференцию «Цифры». Компания представила подробную аналитику по российскому рынку табачной и никотинсодержащей продукции за 2023-2024 гг. На «Цифры» собрались более 500 участников, среди которых были владельцы и топ-менеджеры более 100 крупнейших компаний из индустрии сигарет и альтернативной табачной продукции, в том числе JTI, СНС, Brusko, HQD, Elf Bar, CNPT, Plonq, отраслевая ассоциация СПИНИ, оператор система цифровой маркировки «Честный знак» ЦРПТ.
«В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым к сигаретам. Этот тренд будет продолжаться. И необходимо понимать, что каждое возникновение новых требований — это альтернатива полному запрещению продуктов», — отметила одну из тенденций рынка представитель юридического отдела консалтингового агентства Fedotov Group.
На конференции были озвучены тренды рынка никотинсодержащей продукции и прогнозы на 2025 год
Объем рынка жевательного табака вырос на 232% с 2022 года — это 118 тонн. Ёмкость рынка в розничных ценах выросла на 200% и составляет 4-5 млрд рублей. При этом доля импорта всего 1%, а это значит, что нет риска потерпеть убытки из-за санкций, ограничений ввоза, каких-либо международных таможенных соглашений. Аналитики полагают, что будет расти доля импорта, так как специалисты зарубежных брендов тоже подметят тенденцию и попытаются занять «пустующее место».
Наибольший процент женской аудитории аналитики зафиксировали у одноразовых ЭСДН (электронная система доставки никотина) и заправляемых устройств (или со сменными картриджами) — 36% и 35% соответственно. Первые за год выросли в ёмкости розничного рынка на 16% (до 210-230 млрд рублей), второй — вырос до 13 млрд рублей. «Стартовую точку» и процент роста объёма рынка сложно отследить ввиду очень большого количества «серой» продукции. Однако, представленность в магазинах выросла за год на 20%, при этом 43% магазинов отмечают рост продаж.
За 2023 год в стране выкурили 1,8 млн сигар. Половина этого числа приходится на Москву. Больше всего (29%) курильщиков сигар зафиксировано среди потребителей 30-34 лет. Также результаты проведенных Fedotov Group опросов показали, что больше половины любителей сигар не запоминают бренды. Они выбирают досуг (сходить в сигарный магазин перед ужином в ресторане), а саму сигару выбирают из наличия в торговой точке. Для сравнения — среднестатистический любитель кальянного табака может назвать около 10, а иногда и 15 полюбившихся ему брендов. На рынке сигарилл около половины потребителей сигарилл покупают их раз в месяц — возможно, перед встречей с друзьями или другим поводом. Производители сигарилл попытаются приблизиться к формату сигарет, чтобы повысить эту периодичность. Сейчас наблюдается тренд на использование табачного листа или окрашенной бумаги, это тоже может повысить популярность сигарилл.
Для создания этого анализа потребовалась тщательная работа с розничными торговыми точками, которые, как правило, не хранят собственную аналитику или делают это в различных форматах. Лишь после ручной систематизации и кросс-проверки данные были включены в итоговую программу, что заняло около шести месяцев.
Помимо этого, юристы Fedotov Group представили систематизированный обзор действующего и будущего законодательства, включая новые лицензии, минимальные цены, цифровой акциз и запрет домаркировки, которые окажут существенное влияние на всех участников рынка. Участники конференции получили возможность обсудить ключевые вопросы о стратегическом развитии своего бизнеса: стоит ли расширять бизнес, приобретать конкурентов или сосредоточиться на оптимизации существующей логистики. Все участники — от импортеров до розничных продавцов — получили четкие рекомендации относительно дальнейших действий в условиях изменяющегося законодательства и рыночных тенденций.
Один из самых острых вопросов форума — шоковое повышение акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН). С 1 января 2023 по 1 января 2024 акциз повышали несколько раз: итоговое повышение составило 147%. При этом, хотя Минздрав разделяет мнение, что повышение акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию и сопутствующий рост цен снижают потребление табака населением, вряд ли стоит ожидать массовый отказ от вредной привычки.
Всего представили больше 500 важных для рынка Цифр, вот 10 из них:
- 31% составляет процент потребителей табачной и никотинсодержащей продукции от всего взрослого населения РФ в 2023 году;
- на 7,7% упал объем рынка табака для кальяна в розничных ценах год к году в 2023 по сравнению с 2022 — с 30-35 млрд рублей до 28-32 млрд рублей;
- на 2,1% снизилась доля импортных товаров на российском рынке табака для кальяна в 2023 по сравнению с 2022 годом — с 5,1% до 3%;
- на 15,8% вырос объем рынка одноразовых ЭСДН в розничных ценах в РФ за 2023 год по сравнению с 2022 годом — с 180-200 млрд рублей до 210-230 млрд рублей;
- на 27,4% выросло количество потребителей одноразовых ЭСДН в РФ в 2023 году по сравнению с 2022 — с 4-4,5 млн человек до 5,2-6,9 млн;
- 5,2% от взрослого населения являются потребителями одноразовых ЭСДН в 2023;
- 1200 рублей составляет средняя розничная цена за одноразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ, и 2500 рублей составляет средняя розничная цена за многоразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ;
- на 2,4% упал рынок табака нагреваемого в розничных ценах в 2023 году по сравнению с 2022 — с 200-220 млрд рублей до 195-215 млрд рублей.
- на 1,8% выросло количество розничных магазинов в 2023 году по сравнению с 2022 годом — с 1 025 000 до 1 043 000;
- более 786 млрд рублей акцизов уплачено в 2023 — 91,8% составили сигареты, 1,1% — кальянный табак, сигары и сигариллы, жевательный табак и другие табачные изделия, 7,1% — стики, бестабачные кальянные смеси, ЭСДН и жидкости для ЭСДН.