Фонд «Наше будущее»: социальные предприниматели становятся финансово более самостоятельными

Фонд «Наше будущее»: социальные предприниматели становятся финансово более самостоятельными

10.09.2024
Новости / Бизнес и консалтинг

По данным исследования, проведенного по заказу Фонда «Наше будущее», за последние десять лет произошло увеличение доли социальных предпринимателей, которые финансируют текущую деятельность своего предприятия за счет доходов от собственной предпринимательской деятельности.

Прирост доли финансово самостоятельных социальных предприятий составил 30% – с 58% в 2013 году до 88% в 2023 году. Однако несмотря на это, им свойственна почти экстремальная маломаржинальность: почти треть (32%) коммерсантов имеют среднемесячную выручку от 30 до 100 тысяч рублей. При этом почти половина социальных предпринимателей (43%) сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров.

«Многим предпринимателям удалось преодолеть падение покупательской способности населения и отток клиентов. Также частично преодолены проблемы с логистикой. В последнее время практически для всей экономики актуален вопрос поиска квалифицированных кадров, и сфера социального предпринимательства сегодня достаточно чутко ощущает этот дефицит», – отметила директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева.

По мнению эксперта самой востребованной мерой поддержки для социальных предпринимателей сейчас является льготная аренда.

«Такая форма поддержки способна помочь им сохранить финансовую устойчивость. С этим согласились порядка 59% респондентов, опрошенных в ходе нашего исследования», – подчеркнула Наталия Зверева.

Несмотря на существующие сложности, некоторым предпринимателям удается расширяться и стремительно увеличивать объемы продаж. Так, компания «Моторика», производящая роботизированные протезы верхних конечностей, открыла возможность замещать услуги и продукцию, которые раньше на рынке предлагали зарубежные компании.

Кроме того, хорошую динамику развития в сфере социального предпринимательства показывает сектор дополнительного образования. В частности, наиболее популярными направлениями у потребителей являются языковые школы и развивающие центры.

Также на рынке активно развиваются медицинские организации с широким спектром услуг, расцвет которых пришел на период пандемии. Сейчас, несмотря на сокращающийся потребительский запрос в целом по стране, в крупных городах платежеспособный спрос в отношении частных медицинских центров сохраняется на достаточном уровне.

Таким образом, социальное предпринимательство в России демонстрирует устойчивый рост и способность адаптироваться к экономическим вызовам. Несмотря на проблемы, связанные с низкой маржинальностью, ростом цен и дефицитом кадров, социальные предприятия находят способы расширения и укрепления своих позиций на рынке.