38% опрошенных россиян заявили, что сообщают обо всех звонках мошенников в банк

38% опрошенных россиян заявили, что сообщают обо всех звонках мошенников в банк

19.07.2023
Пресс-релизы / Личные финансы, сбережения

Во вторник в третьем чтении был принят закон, обязывающий банки приостанавливать транзакции с подозрением на мошенничество. Для заморозки перевода счет должен значиться в базе Центробанка как мошеннический.

Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил пользователей, жалуются ли они на мошеннические звонки в банк и как в целом относятся к нововведению.

В «Выберу.ру» опросили 3 тысячи клиентов финансовых организаций об их отношении к новому закону, а также сообщают ли они в банк или полицию о случаях столкновения с телефонными мошенниками. Выяснилось, что большая часть респондентов — 80%, относятся к нововведению положительно, 38% из них не просто поддерживают закон, но и активно участвуют в пополнении базы Центробанка, регулярно жалуясь в полицию и банки на каждый мошеннический звонок. При этом 42%, в целом одобряя нововведение, не до конца уверены в его эффективности. Опрошенные признались, что не жалуются в банки на всякий подозрительный звонок и сомневаются в том, что жалуются другие, поэтому, по их мнению, база Центробанка недостаточно полна.

Оставшиеся 20% респондентов воспринимают нововведение со скепсисом. 7% из них убеждены, что мошенники все равно найдут новые способы выводить деньги со счетов своих жертв, в то время как банки повысят стоимость обслуживания, чтобы покрыть издержки. 13% считают, что нововведение — полумера, проблема будет решена только переходом от безналичных денег к цифровому рублю.

«Сама идея законопроекта полезная, она не гарантирует поимки злоумышленников, но, по крайней мере, должна сдержать их деятельность. Если все будет работать правильно, то теперь, чтобы остановить “конвейер” переводов, не нужно будет дожидаться, пока дело дойдет до суда — одной жалобы будут достаточно, чтобы преступник больше не мог использовать тот же счет для нового обмана. При этом банки имеют серьезный стимул проявлять внимательность: если перевод все же будет совершен, а счет мошенника найдется в базе Центробанка, то банку придется возмещать ущерб жертве, даже если человек по собственной воле перевел средства. Однако у нововведения может быть побочный эффект — дополнительные проверки, скорее всего, приведут к замедлению скорости транзакций, а также к случайным заморозкам переводов, не имеющим отношения к мошенничеству», — говорит Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».