Как банки из «дружественных стран» могут изменить банковскую систему в России?

Как банки из «дружественных стран» могут изменить банковскую систему в России?

04.05.2023
Статьи и обзоры / Финансы и инвестиции

2023 год для российской банковской системы станет годом глобальных изменений. По прогнозу рейтингового агентства АКРА, из России могут уйти до 30 зарубежных банков. При этом отечественный рынок может пополниться другими — филиалами банков из «дружественных стран», под деятельность которых сейчас готовится нормативная база. Когда это может произойти, и как в итоге отразится на конкуренции между банками внутри страны, рассуждает Алексей Майстренко, основатель и CEO платформы автоматизации агентских продаж TYMY.

Непростые филиалы

Об идее разрешить банкам из «дружественных стран» открывать филиалы внутри России Центробанк РФ сообщил еще в сентябре 2022 года. Поскольку с тех пор конкретных решений не последовало, у многих возникло ощущение, что инициатива не получила развития. Однако я не думаю, что Центробанк оставил эту идею или же медлит по каким-то таинственным причинам. Наиболее вероятно, что это произойдет скоро, уже в 2023 году – летом или осенью. Учитывая, что существенные изменения на рынке банковских услуг ожидаются именно в этом году, будет весьма своевременно успеть дать возможность выхода на рынок новых игроков именно сейчас.

Однако это не может произойти молниеносно. Дело в том, что филиалы зарубежных банков — не самое простое решение, под него не существует в настоящее время нужной нормативной базы, которая бы регулировала деятельность данных филиалов. На протяжении десяти лет иностранные банки работали в России совсем по другой схеме, создавая дочерние компании на территории РФ, при этом само понятие «филиал иностранного банка» было фактически исключено из законов еще в 2013 году. Соответственно, теперь его нужно ввести обратно, разработать и формализовать регуляторику, подготовить законодательную базу – на это всё это, необходимо время.

Чем они тут будут заниматься

Разумеется, чем именно разрешат иностранным банкам заниматься внутри нашей страны в рамках деятельности своих филиалов – пока большой вопрос. Вероятно, лицензии филиалов будут предусматривать лишь небольшой перечень услуг и функций. Некоторые эксперты считают, что их деятельность будет ограничена в принципе лишь аккаунтингом для бизнеса: банки смогут открывать и вести банковские счета для тех российских компаний, которым нужны расчеты с компаниями-партнерами из страны происхождения того или иного банка. Однако, даже это — уже отличная возможность, которая поможет российскому бизнесу.

Фактически новые филиалы освободят коммерческие организации от необходимости пользоваться услугами посредников — иностранными банками типа Интеза или Райффайзен для проведения операций с зарубежными партнерами из других стран. В результате будут выстраиваться новые цепочки, более выгодные для всех. По сути это решение призвано снизить давление на бизнес в России от санкций, в том числе решит проблему с отключением SWIFT в ряде санкционных банков.

Сейчас сложно рассуждать, насколько легким будет процесс интеграции. Нюансы могут быть связаны с политической обстановкой и законодательной базой государств, которым изначально принадлежит тот или иной банк, ситуация сейчас неоднозначная и, увы, не отличается стабильностью. И разумеется, ограничителем для иностранных банков будет риск вторичных западных санкций. То есть, открытие филиалов в России может быть потенциально интересно в принципе только банкам из «дружественных стран». Причем ясно, что выгодно это может быть лишь странам, с которыми у нас уже развиты торговые отношения — импортно-экспортные операции российского бизнеса сейчас существенно сместились из Евросоюза в Азию, Латинскую америку, Африку и страны региона МЕНА.

Конечно, мы рассчитываем, что хотя бы частично новые филиалы заменят на российском рынке уходящих игроков. Но никто не надеется на то, что весь сегмент, который ранее занимали западные банки, точней их представительства в РФ, просто перераспределят между собой китайские филиалы. Рынок полностью перестраивается, и новая его структура будет уже совершенно другой. Тут буду банален — прогнозы строить сложно, будем следить за развитием событий.

Получат ли что-то от перестройки системы обычные пользователи?

Честно говоря, я пока сомневаюсь, что для людей что-то может существенно измениться. Погоду в рамках развития b2c-сегмента рынке создают российские банки, которые формируют основную структуру предложения на рынке. Вероятно, новые филиалы иностранных банков создадут дополнительные возможности для россиян, которым нужны банковские карты для зарубежных поездок. Насколько мне известно, это одна из целей обсуждаемой меры, соответственно, возможность теоретически должна в результате появиться.

Сегмент россиян, которым нужны именно банковские услуги для выездов, очень небольшой. Не более 15% населения России в принципе пользуется такой возможностью. И для них уже есть ряд альтернативных решений. Например, несколько банков в России начали работать с платежной системой Union Pay, этими картами можно спокойно пользоваться в ряде стран.

Если говорить о банковских услугах на внутреннем рынке, то здесь иностранным игрокам будет очень сложно предложить какой-то конкурентный продукт. Рынок у нас сложный, с кучей специфики. Российский потребитель — требовательный к качеству услуг и цифровой инфраструктуры, и он исторически привык не доверять банковской сфере, к сожалению. Так что изменить расстановку сил на рынке услуг для физлиц зарубежные банки вряд ли смогут.