Счетная палата оценила эффективность деятельности ФНС

Счетная палата оценила эффективность деятельности ФНС

28.02.2023
Новости / Налоги

Несмотря на снижение количества выездных налоговых проверок и масштабную цифровизацию деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) России, сохраняется негативное влияние мероприятий на финансовые показатели проверяемых организаций. Система требует дальнейшего совершенствования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам исследования деятельности службы в 2019–2021 годах. Часты и нарушения со стороны инспекторов, добавляют эксперты.

В 2021 году ФНС России провела более 7000 выездных налоговых проверок, которые обеспечили поступление в бюджет 119 млрд руб. Проверки проводятся в отношении компаний, индивидуальных предпринимателей и физлиц, деятельность которых, по мнению налоговой службы, содержит риски налоговых нарушений.

Такие мероприятия предусматривают не только всестороннюю проверку документов, но и инвентаризацию, осмотр, экспертизу и опросы сотрудников предприятия. При этом налогоплательщик обязан предоставить проверяющим все необходимое для работы, включая помещение, и выделять сотрудников для сопровождения проверки.

Таким образом, выездная налоговая проверка становится довольно затратной для любой организации, вызвавшей подозрения налоговиков. Поэтому бизнесмены часто жалуются на негативное влияние этих мероприятий, в том числе на показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Доверяй, но проверяй

Сотрудники Счетной палаты исследовали более 35 тыс. материалов о проведенных ФНС проверках и более 1300 млн записей о налогоплательщиках, в отношении которых проверки не проводились. В результате аудиторы пришли к выводу, что проведение выездных налоговых проверок оказывает негативное влияние на финансовые показатели проверяемых организаций (выручка, доходы, налоги), впрочем, насколько сильное, осталось неясным.

«Однозначно говорить о том, что налоговые проверки наносят непоправимый ущерб деятельности компаний, будет некорректно. Для этого нужно более глубокое исследование, за проведение которого, возможно, могут взяться экспертные организации, исследующие налоговую проблематику», – полагают в ведомстве.

Безусловно, длительные сроки проверок и большой объем запрашиваемых документов создают дополнительную административную нагрузку на бизнес. Средняя продолжительность этих мероприятий не имеет тенденции к снижению. В ходе подготовки к проведению 500 проверок, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований (86% – контрагентам налогоплательщиков) о предоставлении более 124 тыс. документов. Между тем, почти в половине случаев предполагаемые риски не подтвердились и проверки не назначались.

Аудиторы отмечают, что благодаря применению риск-ориентированного подхода Счетной палате удается снизить число таких мероприятий, однако доля безрезультативных проверок растет: в 2019 году их было 4,8%, в 2021 году – 5,4%.

Особое внимание Счетная палата уделяет проблеме уплаты налогов, пеней и штрафов, которые доначисляются по итогам выездных проверок. Как показало исследование, только треть из них поступает в бюджет в добровольном порядке, а остальные суммы приходится взыскивать.

При этом практически не востребована возможность получения рассрочки, предусмотренная Налоговым кодексом. За три года в налоговые органы поступило меньше 100 заявлений о ее предоставлении, тогда как основание получить рассрочку имелось в 2425 случаях – на общую сумму более 90 млрд руб.

Ненавязчивый контроль

В Счетной палате отмечают, что уже в ходе проведения исследования Налоговая служба приняла меры для устранения обозначенных проблем. В частности, для снижения числа безрезультативных проверок ФНС сузила зоны контроля, сделав акцент на выявление «схем» при возмещении НДС. Также служба отказывается от проведения малоэффективных проверок, где доначисления не превышают 3 млн руб. Для снижения общей продолжительности мероприятий предусмотрено назначение комплексных налоговых проверок только в исключительных случаях, а рекомендуемый срок проверок с 1 июля 2022 года не должен превышать трех месяцев.

Кроме того, ФНС запустила сервис для налогоплательщиков «Как меня видит налоговая», в котором можно получить доступ к набору показателей о себе и о своем контрагенте. В сервисе учитывается 65 показателей, включая 27 критериев риска.

Задача службы – сделать так, чтобы налогоплательщики уплачивали налоги в полном объеме и своевременно без выездных проверок, отметили в ФНС. Отдавая приоритеты риск-моделям, ведомство отказывается от сплошного контроля и концентрирует усилия на зонах максимального риска. Если в 2010 году проверялись восемь-девять налогоплательщиков из тысячи, то в 2022 году – всего один из тысячи. При этом возрастает эффективность проверок: если в 2010 году в среднем по итогам одного мероприятия доначисляли 4 млн руб., то в 2022-м – 70 млн руб.

Также налоговые органы переходят на бесконтактные формы контроля для незаметного налогового администрирования добросовестных налогоплательщиков. Служба отказалась от фактора внезапности и обязательно информирует бизнес о возможных нарушениях законодательства. Это позволяет организациям уточнить свои налоговые обязательства без штрафов и назначения проверок. Совершенствование моделей взаимодействия ведет к повышению уровня налоговой дисциплины: по итогам 2022 года таким образом в бюджет поступило 190 млрд руб., что составляет 43% от общей суммы дополнительных платежей.

Соблюдение баланса

Заведующая лабораторией налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Кострыкина отметила, что отдельного изучения требует резкое сокращение доли добровольно уплаченных налогоплательщиками доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок. Если в 2019 году она составляла 60%, то в 2020-м – 47%, а в 2021 году – только 24%. Также необходимо выяснить причины резкого сокращения эффективности взыскания задолженности: с 57% в 2019 году до 3% в 2021-м и 17% в первой половине 2022 года.

В 2019–2021 годах количество выездных налоговых проверок достигло своего исторического минимума, отмечает руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», директор (заведующий лабораторией) Центра научных исследований институциональных проблем налоговой системы и политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Кирилл Никитин. Это произошло как в силу масштабного перехода ФНС к риск-ориентированному подходу, так и с учетом внешних ограничений (в том числе пандемия и СВО).

Вместе с тем чаты и очные форматы общения деловых организаций переполнены жалобами предпринимателей по поводу заметно выросшего числа куда менее регламентированных «иных» мероприятий налогового контроля, не только заменивших, но, по ощущениям, и превысивших по трудозатратам сократившийся объем выездных налоговых проверок. Прежде всего речь идет об истребовании документов как в рамках камеральных проверок, так и за их пределами, пояснил Никитин. Поэтому не следовало выделять выездные проверки из общего числа мероприятий налогового контроля и анализировать их как самостоятельный объект исследования.

Мероприятия налогового контроля, особенно налоговые проверки – очень чувствительная тема для бизнеса, подчеркивает председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. Несмотря на то, что Налоговый кодекс строго регламентирует процедуру проведения выездной налоговой проверки, на практике инспекторы часто отступают от установленного порядка. По информации, имеющейся в комитете, в ходе проведения налоговых проверок имеют место следующие нарушения: невыдача копий протоколов допросов свидетелям; непредставление видеозаписей мероприятий контроля; непривлечение переводчика при опросе свидетелей, не владеющих в должной мере русским языком; проведение выемки документов без предложений об их добровольной выдаче; отсутствие в постановлении о выемке конкретного перечня документов; попытки досмотра личных вещей сотрудников налогоплательщика; совершение действий, направленных на ограничение передвижения сотрудников налогоплательщика.

«В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов должны быть четко определены границы допустимого поведения не только налогоплательщиков, но и налоговых органов», – подчеркивает Артамонов.

Выездные налоговые проверки являются большой проблемой для любого субъекта предпринимательской деятельности, считает исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. При этом степень влияния проверки на показатели деятельности различается в зависимости от размеров компании и ее принадлежности к отрасли экономики. Больше всего страдают компании торгового сектора.

Эксперт отметил, что налоговые органы должны максимально ответственно подходить к назначению и проведению выездной налоговой проверки. Необходимо ввести жесткий контроль со стороны центрального аппарата за деятельностью инспекторов, особенно в случае нарушения процессуальных сроков и затягивания проведения проверок. Ведь результатом является прямой ущерб экономике, снижение оборотов компаний, попавших под проверки, и количества уплаты налогов. А инспектору грозит лишь административное взыскание.

Также нуждается в совершенствовании механизм рассрочки, поскольку сама процедура сложная, требует от предпринимателей предоставления залоговой массы или гарантии на сумму налога, что сделать крайне затруднительно. На практике налогоплательщики попросту не могут грамотно заполнить и представить все требуемые документы.