Кризис может дать неожиданный толчок развитию экономики шеринга в России
22 марта основатели онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru встретились с представителями 22 прокатов в Москве, чтобы обсудить состояние и перспективы отрасли.
Как рассказала соосновательница Next2U.ru Екатерина Крайванова, основной целью встречи был обмен свежей информацией и поддержка прокатов: "Сейчас малый бизнес, к которому относится большинство профессиональных игроков рынка аренды вещей, переживают очень сложные времена: высокая неопределенность и постоянно меняющиеся условия, резкие скачки спроса на фоне общего напряжения и постоянно меняющиеся цены на всё – только малая часть проблем. Поэтому сегодня мы чувствуем, что наша миссия заключается в максимальной поддержке наших партнёров."
Одним из самых существенных ударов для многих небольших прокатов стали проблемы с соцсетями. Буквально накануне, 21 марта, Тверской суд Москвы признал Meta (Facebook, Instagram) экстремистской организацией. Суд поручил немедленно прекратить в РФ работу уже заблокированных Роскомнадзором Facebook и Instagram. Как рассказали представители прокатов, многие прекратили работу с этими соцсетями уже несколько дней назад, после того как стало известно о блокировке и возможных проблемах. При этом некоторые прокаты до этого основной трафик получали именно из Инстаграма и таргетированной рекламы в нем. Особенно это было актуально для свадебной индустрии, вечерних платьев, товаров для фотосессий и детских товаров. На встрече проговорили, чем можно заменить Инстаграм: кто-то начал работу с Вконтакте и Телеграмом, кто-то запустил или продолжил развитие собственного сайта и его SEO-продвижения.
Как отметили представители прокатов в ходе встречи, состояние кризиса для отрасли за последние два года стало уже привычным, насколько это вообще возможно. Поэтому все, кто перенес пандемию и остался на рынке, стали более устойчивыми и гибкими в принятии решений: вывели на аутсорс грузчиков и логистику, чтобы в случае чего не нужно было кардинально сокращать штат, обосновались на площадях, которые позволяют гибкие условия, предусмотрели финансовую подушку, чтобы хотя бы 1-2 месяца продержаться в условиях отсутствии прибыли, и альтернативные способы заработка – в случае острой необходимости.
Как ни парадоксально, в итоге представители прокатов сошлись на том, что смотрят в будущее с оптимизмом. Самой сложной стала первая неделя после начала событий на Украине, когда жизнь по-настоящему замерла: ощущение, что все арендаторы ждали, что будет дальше, закупали продукты и товары первой необходимости. Потом появились санкции, стало понятно, что жизнь продолжается, хоть она уже не станет прежней.
Есть и факторы, которые могут стимулировать рост сегмента аренды и шеринга вещей. Например, уход брендов одежды масс-маркета с рынка России может изменить структуру спроса на наряды для выпускных: те, кто раньше выбирал покупку недорогого платья, скорей предпочтет аренду брендового наряда на конкретное мероприятие. Свадебные стилисты прогнозируют, что люди со средним и выше среднего достатком чаще будут обращаться за арендой нарядов, чем покупать их по ценам вдвое-втрое выше докризисных. А отсутствие поставок новой бытовой техники в Россию может запустить дополнительный тренд на шеринг – проще не покупать себе очередную игровую приставку или робот-мойщик окон, а брать в краткосрочную аренду для однократного или периодического использования.
– С этической точки зрения, да и с позиции логики, пока сложно назвать текущий кризис временем возможностей. Рынок шеринга, как и многие отрасли в России, сейчас находится в состоянии серьезного стресса и максимальной неопределенности. Вместе с тем, шеринг, обилие прокатов самых разных вещей – уже достаточно развитая сфера в крупных городах России, которая на ближайшее время может удовлетворить запрос потребителей по многим категориям товаров, возможных для совместного использования. Таким образом, этот кризис может существенно ускорить рост популярности экономики шеринга в России, – прокомментировал результаты встречи основатель онлайн-сервиса аренды вещей Next2U.ru Дмитрий Биге.