Курс крупных компаний на экологичность становится обязательным условием их успеха
Год назад компания Google объявила о том, что вот уже 13 лет она является углеродно-нейтральной. Вслед за ней и другие IT-гиганты, а также модные мировые бренды заявили о том, что их деятельность фактически не оставляет углеродного следа. Как оказалось, этот экологический тренд поддерживают во всем мире. Следуют ему и в России, где наконец пришло понимание того, что углеродная нейтральность — это не кратковременный хайп, а фильтр на долгосрочный рост и даже трамплин на новый уровень ведения бизнеса.
Сегодня в мировой экономике преобладает углерод-позитивная энергетика. Однако радоваться тут нечему - это тот самый случай, когда позитив на деле имеет прямо противоположное значение. В результате деятельности человека в атмосферу попадает много «лишнего» углерода, а точнее, двух его вредных соединений - углекислого и угарного газов. Так что в идеале мы должны стремиться к углерод-негативной энергетике, научиться поглощать углекислый газ из воздуха. Такие механизмы уже создаются, однако на широкое распространение пока не претендуют. А вот технологии углерод-нейтральной энергетики весьма успешно внедряются и имеют все шансы на массовое применение.
Углеродная нейтральность означает, что компания сократила до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов в процессе своей производственной деятельности или же сумела их полностью, а то и с лихвой компенсировать за счет параллельной реализации углеродно-негативных проектов. Эти проекты могут быть самой разной направленности, сложности и затратности — от высадки деревьев и запуска в водоемы мальков до закрытия вредных производств и внедрения современного экологичного оборудования.
Так кто же в тренде? Исходя из заявления главы Google Сундара Пичаи, его компания достигла углеродной нейтральности еще в 2007 году. Более того: она уже компенсировала все выбросы, произведенные ею за свою историю. Добился этого IT-гигант за счет массовых лесопосадок, ликвидации мусорных свалок, инвестирования в экологические проекты, но главное - став крупнейшим на планете покупателем возобновляемой энергии.
Компания Microsoft решила пойти еще дальше: IT-гигант всерьез рассчитывает через 10 лет стать не просто нейтральной, а углеродно-отрицательной компанией - то есть поглощать CO2 из атмосферы больше, чем выбрасывает. Не отстает от коллег по цеху и Apple: компания уже добилась нулевого выброса углерода на своих производственных объектах, а теперь планирует свести к нулю свой суммарный углеродный след — причем на 20 лет раньше, чем рекомендовано Межправительственной группой экспертов по изменению климата.
Неожиданно для многих актуальной сочла для себя экологическую повестку индустрия моды. Так, группа брендов Kering, куда входят Gucci, Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen и другие, заявила, что будет стремиться к углеродной нейтральности и к 2025 году сократит собственные выбросы парниковых газов в два раза.
Не могли пройти мимо экологических трендов и некоторые крупные российские промышленные компании. В частности, «Норильский никель» в июне этого года начал производство углеродно-нейтрального никеля. Это стало возможным благодаря компенсирующим мерам по снижению выбросов парниковых газов на всех этапах производства готовой продукции — от добычи руды до обогащения и рафинирования. Нейтрализация углеродного следа достигнута горно-металлургическим гигантом за счет модернизации Усть-Хантайской ГЭС, внедрения автоматизированной системы контроля и учета, снижения теплопотерь в зданиях и на трубопроводах, оптимизации оборудования, а также вывода из работы устаревших энергоустановок. До конца текущего года компания рассчитывает произвести до 10 тысяч тонн никеля с нулевым углеродным выбросом, который будет переведен в токены.
Углеродно-нейтральными сегодня стремятся стать не только производственные площадки, но даже статусные международные мероприятия. Те же модные дома (Burberry, Gucci) заявляют, что модные показы их брендов были сертифицированы как углеродно-нейтральные. А ФИФА пункт о компенсации выбросов во время футбольных матчей сделала одним из ключевых в своей стратегии устойчивого развития. В общем, у человечества есть все шансы на то, чтобы проблема углеродного следа ушла из мировой экологической повестки.