Розничная торговля и осознанное потребление: новый взгляд на пластик и упаковку

Розничная торговля и осознанное потребление: новый взгляд на пластик и упаковку

08.09.2020
Пресс-релизы / Бизнес и консалтинг

Компания Zebra Technologies, поделилась своим исследованием о важности рационального использования пластиковой упаковки в сфере розничной торговли с точки зрения осознанного потребления, а также рассказала о современных технологиях, которые могут в этом помочь.

Есть поговорка: «Что для одного мусор, то для другого — клад». Сможет ли современный мир, в котором потребитель мгновенно получает желаемое, не расценивать упаковку как мусор, а увидеть в ней возможность защитить окружающую среду?

Почему пластик и упаковка — это проблема?

Согласно данным Агентства США по охране окружающей среды, около 23% мусора, попадающего на свалку, — это тара и упаковка. Использовать пластик выгодно и удобно, но он медленно разлагается, становится причиной гибели морской флоры и фауны, а его токсины возвращаются в пищевую цепь человека.

Неспроста люди стали уделять больше внимания защите окружающей среды и негативному влиянию огромного количества мусора, который мы производим каждый день. По всему миру ужесточается законодательство, регулирующее обращение с отходами. Например, в США начали запрещать пластиковые пакеты и штрафовать за их использование. А Европейский парламент проголосовал за снижение объема пластиковых отходов к 2025 году за счет отказа от одноразовых пластиковых изделий и тары, например трубочек для питья, пластиковых столовых приборов и упаковок для гамбургеров. Из-за ужесточения законодательства розничные компании вынуждены отказаться от некоторых видов упаковки и перейти на что-то более экологичное.

Источник наибольшего количества отходов — интернет-заказы и расфасованные пищевые продукты. До того, как появилась электронная коммерция, товары поступали на склад или в магазин партиями. Теперь, когда доступна доставка в тот же или на следующий день, товар перед отправкой чаще всего упаковывают отдельно. По данным журнала Fast Company, ежегодно в США отправляют около 165 млрд посылок. Для их упаковки срубают более 1 млрд деревьев. На полках магазинов можно увидеть отдельно упакованный огурец или веточку помидоров черри в пластиковой таре. Да, это удобно для покупателей, а торговым компаниям проще контролировать запасы, но такой подход противоречит стремлению сократить отходы.

Поэтому набирают популярность безотходные магазины и товары без упаковки.

Проблемы розничных компаний из-за отказа от упаковки

По данным фонда Эллен Макартур, запрет фасовки продуктов и внедрение многоразовой упаковки может открыть экономические перспективы, потенциальная ценность которых составляет 10 млрд долл. США. Однако отсутствие упаковки влечет за собой сокращение срока годности продуктов. Во время транспортировки пищевые продукты все же придется упаковывать в мешки и коробки. Кроме того, торговым компаниям нужно понимать, насколько свежие продукты к ним поступают. Упаковка не только защищает товары, но и позволяет контролировать их пребывание на складе. Без нее розничные компании вряд ли смогут обеспечить соответствие стандартам и политикам безопасности, а также требованиям к продаже продуктов россыпью.

Сейчас в некоторых точках продаж устанавливают диспенсеры и ящики с сыпучими продуктами, из которых покупатель может сам набрать необходимое количество товара. Такие магазины называются безотходными. Они стали очень популярны в ЕС, а в Великобритании за последние два года открылось более 100 подобных торговых точек. Одной из причин успеха этой инициативы может быть новое законодательство ЕС.

Безотходные магазины только начинают развиваться. В США большинство из них открылись недавно, а штрафы за использование пластиковой упаковки пока введены не во всех штатах. Отсутствие экономического обоснования отталкивает продавцов и розничные компании. Существует четыре подхода к повторному использованию упаковки.

  1. Пополнение на дому. У покупателя есть многоразовая тара, которую компания пополняет по подписке.
  2. Пополнение в точке продаж. У покупателя есть многоразовая тара, которую он может пополнить в точке продаж.
  3. Вывоз от клиента. Компания доставляет товар клиенту домой в многоразовой упаковке, которую затем возвращает себе.
  4. Возврат в пункт приема. Клиенты привозят многоразовую упаковку в пункты приема или точки продаж.

Каждый из этих подходов влечет за собой трудности, особенно с точки зрения отслеживания и логистики, а также мотивации клиентов перейти на безотходное потребление. Хотя во многих странах практикуется прием тары с возвратом денег, Великобритания отказалась от этого много лет назад. Возможно, следует опять обратиться к этой практике.

Как отслеживать возврат тары и продукты без упаковки

Несмотря на проблемы, которые встают перед розничными компаниями, безотходная модель имеет свои преимущества. Благодаря передовым технологическим решениям розничные компании могут собирать больше данных о предпочтениях пользователей и обеспечивать наивысшее качество обслуживания с индивидуальным подходом.

По данным компании Market Research Future, объем мирового рынка умной упаковки равен примерно 46,74 млрд долл. США, а его совокупный среднегодовой рост с 2017 по 2023 годы составит 5,16%. Технология умной упаковки предполагает использование датчиков и умных этикеток, которые позволяют контролировать качество продукции, условия хранения, свежесть и срок годности. С помощью упаковки с RFID-метками можно отследить происхождение товара и удостовериться, что он не испорчен и не вскрыт.

Онлайн-покупки можно доставлять в многоразовой упаковке или ящиках, привязанных к системе отслеживания. К ней можно подключить мобильное приложение и собирать данные о покупателях. RFID-метки в продуктах и пунктах возврата упрощают отслеживание того, где и когда покупатель вернул товар. Приложение показывает ближайшие пункты приема и отмечает их вклад в защиту окружающей среды, что мотивирует пользователей.

Благодаря умной упаковке все, кто задействован в цепи поставок, имеют доступ к данным о продуктах в реальном времени. Это позволяет полностью контролировать перемещение упаковки и товаров и повышает эффективность и слаженность работы.

Для получения дополнительной информации о смарт-решениях для розничной торговли пройдите по ссылке.