Бизнес после отмены ограничений в связи с COVID-19: как предприниматели оценивают свои перспективы
Компания ResearchView проанализировала данные исследований с целью выявить отношение российских предпринимателей к перспективам развития бизнеса после снятия ограничений в связи с COVID-19.
Главным средством сохранения и поддержания бизнеса во время ограничительных мер оставался полный или частичный перевод сотрудников и бизнес-процессов в онлайн.
Большинство российских предпринимателей планируют вернуть рабочие процессы в оффлайн после вынужденной удаленной работы в период карантина. 65% опрошенных намерены полностью вернуться к докарантинному режиму работы, а 27% предпринимателей часть процессов в оффлайн. Только 8% респондентов назвали удаленную работу своим новым основным форматом.
Новые рыночные реалии, сложившиеся в результате влияния пандемии на все сферы общественной жизни, бесспорно, приведут к изменениям в привычном восприятии офисного пространства. В первую очередь, это произойдет ввиду ужесточения требований безопасности сотрудников. В ближайшее время компании начнут трансформировать свои офисы по «правилу двух метров». В результате таких изменений площадь рабочего места сотрудника будет увеличена, что скажется на общей площади офисов многих компаний. Переформатирование офиса может стать следствием изменения подхода к организации рабочего процесса.
Российская экономика оказалась в уникальной ситуации в связи с пандемией COVID-19. Предпринимателям пришлось внедрить новые форматы для бизнеса, позволившие пережить самые сложные моменты самоизоляции. В этом году многие владельцы бизнеса (43% опрошенных) готовятся к трудностям адаптации к новым условиям, треть респондентов прогнозируют в текущем году экономический спад. Предприниматели намерены своими силами преодолевать кризисную ситуацию, многие из них не надеются на меры поддержки бизнеса. Однако в числе самых важных мер поддержки они выделяют снижение бюрократической нагрузки, сокращение числа проверок контролирующими органами и льготную аренду помещений.
Чтобы кризисы в будущем проходили для бизнеса максимально безболезненно, бизнес должен меняться. Четверть предпринимателей считают, что в первую очередь нуждаются в финансовой «подушке безопасности». О важности наличия онлайн-услуг заявляют 21% опрошенных. Каждый пятый говорит о необходимости перепрофилировать свой бизнес, чтобы лучше быть готовым к новому кризису. В числе желательных изменений респонденты также отмечают гибкость, адаптивность бизнеса к меняющимся условиям, внедрение цифровизации в рабочие процессы, расширение географии клиентов.
После 2,5 месяцев нахождения в режиме самоизоляции, введенных из-за пандемии коронавируса, большинство предпринимателей возобновили активную работу. 43% респондентов планируют вернуться к временно замороженным контрактам, 39% опрошенных из числа представителей бизнеса продолжат работу в текущем режиме с использованием элементов удаленной работы, цифровых сервисов и внешних подрядчиков для выполнения некоторых задач. Более 20% опрошенных намерены запустить рекламную кампанию, чтобы привлечь новых клиентов.
Анализ проведен на основании материалов следующих исследований:
- Райффайзен Банк, «Малый бизнес 2020: до и после карантина». Результаты опроса руководителей компаний.
- Университет СИНЕРГИЯ, Опрос предпринимателей в ходе Synergy Online Forum.